Расчет напорных рукавов по допускаемой нагрузке на элемент каркаса
Общие положения. Расчет напорного рукава понимается как решение задачи по определению числа прокладок рукава с уста новлением типа ткани, пряжи или проволоки, наиболее пригодных как материал для каркаса. Заданными для расчета предполагаются: исходные геометрические параметры рукава, конструктивные особенности каркаса и прочностные характеристики материала. Предполагается, что разрыв рукава происходит, если деформация наиболее напряженной его части — первого несущего слоя — достигает удлинения, равного удлинению материала при разрыве.
В напорных рукавах первый слой — внутренняя резиновая камера рукава, прочно соединенная с каркасом, — воспринимает ра диально направленное гидростатическое давление р1, приложенное по поверхности радиуса r1. По наружной поверхности камеры радиуса r2 имеет место давление р2, возникающее в результате воздействия каркаса. Резиновая камера образована материалом с коэффициентом Пуассона, близким к 0,5. Второй слой — каркас— по внутренней своей поверхности радиуса r2 испытывает радиальное давление р2, а по наружной поверхности r3 — давление р3. Последнее допустимо принять равным нулю, исключая тем самым из расчета наличие и влияние третьего слоя — наружной резиновой обкладки.
В отличие от первого, резинового слоя, второй слой — каркас, состоящий из ряда концентрически или спирально расположенных прокладок, элементы которых имеют некоторую возможность сдвига, обладает специфическими свойствами. Такой характер резино-текстильного каркаса, составленного из материалов, модули упругости которых различаются примерно на 1—2 порядка, не позволяет рассматривать его (как уже было отмечено в главе 9) ни как исходный текстиль, лишь соединенный резиновыми прослойками, ни как резину, армированную текстилем. Это особая слойно-структурная конструкция, представляющая собой неоднородный и анизотропный материал. Не обращаясь к специальному исследованию такого материала, будем рассматривать каркас напорного рукава как конструктивную совокупность концентрически расположенных текстильно-арматурных слоев, соединенных резиновой массой. При этом учтем, что исходные свойства текстиля видоизменяются в технологических процессах резинового производства (прорезинивание ткани, трощение нитей, обращение их в оплетки, склеивание, вулканизация и пр.). Сделав это допущение, исследуем и оценим все факторы, так или иначе сказывающиеся на прочностных свойствах однородного каркаса.
Для упрощения расчетов примем следующие допущения:
а) силы, возникающие в стенке рукава, воспринимаются в основном каркасом как наиболее жесткой частью рукава;
б) каркас рассматривается как тонкостенный цилиндр, закрытый с торцов;
в) наружная резиновая обкладка в расчет не принимается.
Влияние внутренней резиновой камеры. Влияние камеры рукава на передачу гидростатического давления рассматривалось Фельзенбургом при трактовке камеры как цилиндрической толстостенной трубы, прочно привулканизованной к текстильному каркасу и находящейся в условиях трехмерного напряженного состояния. Поскольку деформации внутренней резиновой камеры, ограниченные каркасом рукава, незначительны, к резине здесь приложим закон Гука и применимы уравнения Ляме, относящиеся к расчету напряжений в толстостенных трубах (открытых с концов).
Допустив, что конструкция каркаса не позволяет резиновой камере изменять ее размеры в осевом и окружном направлениях, можно найти зависимость:
При коэффициенте Пуассона м= 0,5 величина F0 = 1 при любом соотношении радиусов r 1 и r2. При малой толщине резиновой камеры, когда r2 = r1 коэффициент F0 тоже близок к единице независимо от величины м. При м < 0,5 наличие резиновой камеры ведет к некоторому уменьшению нагрузки на каркас. Это уменьшение тем больше, чем меньше м и чем больше толщина резиновой камеры. Однако даже для рукава, имеющего внутренний диаметр 5 мм, а толщину камеры 2,5 мм и м’= 0,495, коэффициент F0 составит 0,97. Рис. 184 дает ряд значений F0 в зависимости от м’ и отношения dK/d2K.
Определение равновесного направления элементов каркаса. Для установления равновесного направления элементов в стенке каркаса примем, что каркас, несущий нагрузку внутреннего давления, изготовлен из прокладок, нитей или иных элементов, которые, независимо от вида переплетения, образуют две системы плотностью т, расположенные под одинаковыми углами к образующей рукава (рис. 183). Допустим, что они нерастяжимы до момента разрыва, но учтем, как показывает эксперимент, что они могут сме щаться, изменяя угол взаимного положения. Допустим также, что камера рукава является лишь упругой средой, передающей гидро статическое давление, которое и действует на каркас (Fо = 1).
Возможность смещения элементов приводит к изменению угла а. Поскольку нагрузки Тт и Т0 на линейную единицу в слоях каркаса, а отсюда и величина слагающейся из них нагрузки К эле мента конструкции зависят от значений углов а, то третьим расчетным уравнением и будет зависимость отношения Тт: Т0 от а.
Длина, занятая каждым элементом (поток нитей, нить, плетенка, лента и т. п.), в направлении образующей составит 1/m : sin а, а в направлении окружности сечения каркаса - 1/m : cos а. При наличии двух систем элементов на 1 см длины в направлении образующей приходится 2m sin a, a в направлении окружности —2m cos а элементов. Если К — нагрузка (в 10 Н), приходящаяся на один элемент, то составляющая этой нагрузки в направлении образующей (ось х) равняется К cos а, а в направлении окружности (ось у) равна К sin а.
Следовательно tg a =1,4141 и угол «равновесного» состояния ао = 54°44/. Выше было показано, что этот угол отвечает максимальному объему цилиндра Vl при постоянной длине l спирального витка элемента каркаса.
Расчет нагрузки на элемент каркаса и общее уравнение расчета напорных рукавов. Из уравнений (12.6) или (12.6′) можно определить нагрузку К, воспринимаемую элементом каркаса, выразив ее через тангенциальную ТТ или же через осевую Т0 нагрузки, плотность m и угол а наложения этих элементов. Переходя затем от Тт и Т0 к p1 и d2, получим (при m= 0,5)
Приняв К равным (средней, с учетом неровноты) прочности элемента каркаса Кв, находим для реального однородного каркаса с числом прокладок i давление разрыва рв (в 105Па)