738eda04

Резинометаллические формовые детали

Резинометаллические детали, несущие нагрузку, состоят из двух или более металлических частей, прочно скрепленных промежуточ­ным слоем резины. Такие детали нашли широкое применение в со­временных конструкциях автомобилей, самолетов и т. п. Резина в этих деталях используется как амортизатор толчков и вибраций и одновременно как средство прочного соединения двух металличе­ских частей, как глушитель звука или как уплотнитель.

Наряду с резинами из натурального и бутадиен-стирольного каучуков, а также их заменителями, в зависимости от требований эксплуатации применяют хлоропреновые (наиритовые), нитриль-ные, бутил-каучуковые, хлорсульфополиэтиленовые резины и ре­зины из насыщенных полимеров, отличающиеся особой устойчи­востью.

Уретановые резины, обладающие высокой прочностью (2,8—4,9 кН/см2), твердостью (78—96 по ТМ-2) и исключительной износостойкостью, применяются для изготовления амортизаторов и фрикционов.

Резины из фторкаучука обладают высокой стойкостью к действию масел, ряда растворителей и химическим агрессивным средам, включая азотную кислоту. В последнем применении фторкаучуковые резины превосходят все иные, имеющиеся в настоящее время.

Силиконовые (полидиметилсилоксановые) резины пригодны к эксплуатации при температурах от —56 °С и, в зависимости от длительности применения, до + 280 °C. Силиконовым резинам и де­талям, из них изготовленным, свойственны также следующие осо­бенности: значительная усадка, достигающая при формовой вулка­низации 6%; хорошая стойкость к кислороду и озону, спиртам и кетонам.

В конструкциях силиконовых деталей следует применять воз­можно более простые геометрические конфигурации; предпочти­тельны детали, изготовленные формованием.

Обычно в резинометаллических деталях прочное крепление слоя резины достигается путем латунирования поверхности металла или применением специальных клеев. Дробеструирование при крепле­нии посредством лейконата во всех случаях значительно увеличи­вает прочность крепления и является обязательной операцией. Это объясняется, по-видимому, происходящим качественным изменением поверхности металла, приводящим к резкому изменению взаи­модействия металла с клеем.

В отдельных конструкциях находят применение резинометаллические детали, в которых сцепление резины с металлом обеспе­чивается применением сжатия резиновой детали при монтаже блока из резиновых и металлических частей и возникающим при этом трением. Таким способом удобно и надежно укрепляются «пальцы» в шарнирных соединениях, например в резинометаллических гусеницах, в рулевом управлении автомобиля и т. п. Резино­вые втулки таких шарниров прочно привулканизованы к пальцам и имеют наружный диаметр, больший, чем отверстие в шарнире. По­саженные под значительным осевым давлением в шарнир втулки деформируются в радиальном и осевом направлениях и вследствие возникновения трения обеспечивают работу шарнира.

Резинометаллические детали представляют собой формовые фасонные  изделия  заданного  вида   и размеров   и изготовляются литьем или формованием. Фор­мы с литьевыми надставками удобно применять в случаях изделий значительных габари­тов, а также при создании по­точных автоматизированных участков. В отдельных случаях (например, при изготовлении резиновых подшипников) ме­таллическая часть изделия мо­жет сама служить частью вулканизационной формы, что упрощает и удешевляет изготовление формы. В группу резино-металлических, несущих нагрузку деталей, входят: амортизаторы, уплотнители и подшипники.

 

 

 

манжетами (ГОСТ 8752—70), состоя­щими из резиновой ман­жеты, металлического каркаса в ней и пружин­ного кольца (см. рис. 29). Последнее или привулка-низовано к манжете или же может быть съем­ным. Этим кольцом соз­дается необходимое на­чальное, посадочное на­пряжение резин в зоне контакта манжеты и ва­ла. Манжеты этого типа успешно заменяют при­менявшиеся ранее кожа­ные сальники, вытеснили последние и изготовля­ются резиновыми завода­ми в громадных количе­ствах.

Для производства этих манжет применяют фор­мы с режущей кромкой и кассетные прессы. Опи­сан вулканизацион-ный автомат (рис. 122) ротационного типа с го­ризонтальной осью вращения, совмещающий в од­ном агрегате литье пред­варительно гранулирован­ных резиновых смесей и зулканизацию отливок. Для уплотнений, работающих при больших скоростях вращения и при значительных давлениях рабочей среды, применяют уплотнительные торообразные кольца (круглого сечения) из относи­тельно твердой резины. В целях предупреждения перегревания та­кие кольца имеют свободную посадку на валы, а для создания необходимого начального контакта в канавке помещают второе обжимное кольцо, изготовляемое из мягкой резины.