Напорные текстильно-резиновые рукава
Напорные рукава с тканевым каркасом состоят из внутреннего слоя резины (резиновой камеры), двух или более слоев прорезиненной ткани и наружного резинового слоя (обкладки).
Рукава резинотканевые напорные, изготовляемые согласно ГОСТ 8318—57, применяются в качестве гибких трубопроводов для подачи под давлением жидкостей, газов и сыпучих материалов. В зависимости от назначения и условий работы рукава изготавливаются следующих шести типов:
Б — для бензина, керосина, нефти и минеральных масел;
В — для воды и слабых растворов неорганических кислот и щелочей концентрацией до 20%;
ВТ — для горячей воды с температурой до 100 °С;
Г — для воздуха, кислорода, ацетилена, углекислого газа, азота и инертных газов;
П — для пищевых веществ: спирта, вина, пива, молока, слабокислых органических и других веществ;
Ш — для подачи слабощелочных и слабокислых водных растворов при штукатурных работах и песка от пескоструйных аппаратов,
Рукава всех названных типов по размерам выпускаются в соответствии с табл. 3.
На рис. 62 и 63 показана типовая конструкция и вид напорных рукавов с тканевыми прокладками. Прокладки составляются из полос-косяков, нарезанных под углом 45° и соединенных стыком внахлестку. Таким образом, нити как основы, так и утка ткани располагаются в каркасе рукава симметрично по отношению его оси, под углом 45°.
Длина рукавов оговаривается потребителями и согласовывается с заводом-изготовителем.
Рукава типов Б, В, П и Ш имеют не менее чем трехкратный запас прочности, а рукава типов В Г и Г — пятикратный. При гидравлическом испытании на герметичность рукава всех типов должны выдерживать давление, равное двойному рабочему. При изгибе рукава в кольца диаметром, равным 20-кратному внутреннему диаметру рукава, не должно быть разрывов и трещин.
Тормозные рукава (ГОСТ 1335—51) служат для соединении трубопроводов воздушных тормозов между вагонами на рельсовом транспорте; изготовляются длиной 610—1750 мм.
Тормозные рукава в эксплуатации испытывают значительные изгибы и должны быть особенно гибкими и стойкими к расслоению. Для улучшения гибкости тормозных рукавов уместно применять ткань саржевого переплетения (киперную ткань). Торцы тормозных рукавов доступны влиянию масла и влажности. Поэтому тормозные рукава имеют резиновые патрубки, изготовляемые последующей вулканизацией в прессе.
Паропроводные рукава (ГОСТ 90—61), применяемые в качестве гибких соединений в паропроводах для насыщенного пара до 16« 105 Па рабочего давления, должны быть стойки при температуре до 175°С, их прочность на разрыв должна быть не ниже 40-105 Па. Рукава состоят из резиновой камеры, нескольких тканевых прокладок (в том числе двух прокладок из брекерной ткани — на камере и под резиновой оболочкой) и наружной резиновой обкладки.